Музыкальный руководитель Горчакова Ирина Анатольевна
Играйте в кукол на здоровье!
Давным-давно известно, что игра в куклы положительно влияет на здоровье ребёнка. В медицине даже существует термин – куклотерапия. Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.
Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. Даже тот, кто не собирает игрушки и не увлекается их изготовлением, время от времени разглядывает одежду на манекенах, в ходе промо-акций берет рекламки из рук гигантских медведей. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. А "сугубо детский" кукольный театр, или "театр Петрушки", до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли "для взрослых". Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.
В значительной степени на развитие и здоровье ребёнка оказывает его участие в подготовке и показе кукольных спектаклей. Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:
- развивается речь детей;
- развивается эмоциональная и моторная адекватность;
- развиваются коммуникативные навыки;
- развивается пространственная ориентация;
- укрепляется союз с родителями.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.
Работа с куклой позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким –либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;
4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.
Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных проблем.
Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.
Для улучшения здоровых отношений между родителями большое значение имеет просмотр нового спектакла узким кругом детей – родителями, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками и т.д. Родители, привыкшие видеть своих детей в домашней обстановке, придя на спектакль, зачастую их просто не узнают. Для них ребёнок вдруг открывается с новой, неизвестной для них стороны. Это приводит в конечном итоге к росту взаимного уважения и улучшению здорового климата в семье.
Рассказ о куклотерапии будет не полным, если не рассказать о влиянии спектаклей на здоровье зрителей. Достаточно посмотреть на их светлые, добрые и весёлые лица после просмотра ими спектакля, чтобы понять, какое положительное влияние оказывают кукольные спектакли на психологическое здоровье зрителей.